Начало

МЧС Уваровка Оперативный дежурный 8(49638)75282  
 
   пгт Уваровка  
 
   Код города: 8-(49638)  
 
   Индекс: 143260  
 
 
 
 

 
 

Изобразительные материалы, связанные с усадьбой Уваровых Поречье в собрании ГИМ. М.К. Гуренок (Москва).

М.К. Гуренок (Москва). Изобразительные материалы, связанные  с усадьбой Уваровых Поречье в собрании ГИМ.


  



       
     

М.К. Гуренок


 


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,


СВЯЗАННЫЕ С УСАДЬБОЙ УВАРОВЫХ ПОРЕЧЬЕ


В СОБРАНИИ ГИМ


Исследователям хорошо
известно, что важнейшее событие в культурной жизни России конца прошлого
столетия - созда­ние Российского исторического музея - тесно связано с
име­нами представителей рода Уваровых, Граф А.С. Уваров, известный
археолог, наряду с И.Е. Забелиным, Н.И. Чепелевским и  др.,
был одним из непосредственных основателей музея. Его супруга Прасковья
Сергеевна Уварова (урожд. Щер­батова) тоже археолог, возглавившая после
смерти мужа Мос­ковское Археологическое общество, на протяжении многих
лет была членом ученого совета Исторического музея. Уваровы не­мало
сделали для организации научной работы музея в началь­ный период его
существования. Они приняли активное участие в комплектовании его фондов.
Так, в 1880-1900 гг. Уваровы передали   музею   много   ценных   материалов,   среди   которых
были археологические памятники, древние рукописи, произве­дения
графики, скульптуры, прикладного искусства. В 1924 г. фонды   Исторического  музея  пополнились
художественными ценностями из собрания «Порецкого музеума»,
перевезенными непосредственно из Поречья. Таким образом, в
Государствен­ном Историческом музее в настоящее время хранится огромная
по численности и очень ценная по своей художественной и на­учной
значимости коллекция самых разнообразных материалов из собрания
Уваровых.


Но в данном случае речь
пойдет только об изобразительных материалах этой коллекции, точнее, об
изобразительных мате­риалах, гак или иначе связанных с усадьбой Поречье.


Важнейшая особенность
собрания состоит в том, что в него входят самые разнообразные предметы
изобразительного ис­кусства: живопись, акварели, рисунки, гравюры,
литографии, фотографии, выполненные приблизительно на протяжении
столетия (начиная с 1810-х до конца 1910-х гг.). Совершенно различны и
сюжеты изображений: это общие виды усадьбы и виды ее отдельных построек,
авторские чертежи архитекторов, интерьеры, целая галерея портретов
нескольких поколений владельцев усадьбы. Кроме того, в ГИМе хранится
целый ряд семейных альбоме в, связанных и с Уваровыми, и с самой
усадь­бой.


Важнейшая часть собрания
- архитектурная графика. Это прежде всего обширный фонд подлинных
архитектурных чер­тежей, связанных с историей строительства усадьбы,
начиная с 1830-х гг. до конца XIX в. В нем более 120-ти оригинальных
чертежей. Среди них не гак много «парадных», чистовых лис­тов - по
большей части это рабочие и черновые чертежи, про­екты отдельных
построек, в том числе неосуществленных. В целом они позволяют проследить
все этапы создания замеча­тельного архитектурного ансамбля Поречья, а
также все его наиболее значительные перестройки. Среди них нет лишь
чер­тежей, касающихся начального этапа строительства, относяще­гося к
последней четверти XVIII в., когда Поречьем владел еще Л.К. Разумовский.
Но они, очевидно, погибли еще в 1812 г., когда усадьба была разграблена
и сожжена французскими сол­датами1.


Самые ранние чертежи
относятся к 1830 г. Это геометральный чертеж главного дома, чертёж
фасада дворцового комплек­са с флигелями и галереями и план всего
дворцового комплекса. Они выполнены тушью, пером, раскрашены аква­релью и
представляют собой прекрасные образцы архитектур­ной графики своего
времени. На одном чертеже имеется подпись «1 мая 1830 г. Уваров». Скорее
всего, это утвержден­ный С.С. Уваровым проект восстановления и
перестройки дворца после Отечественной войны 1812 г., который и был
осуществлен в 1830-40 гг. Его автором, очевидно, был извест­ный
архитектор Д.И. Жилярди. Ни одного чертежа с его под­писью обнаружить не
удалось, но есть другие, на наш взгляд, достаточно убедительные доводы в
пользу его авторства2.


Архитектурный ансамбль
Поречья 1830-50 гг. - характер­ный пример ансамбля в стиле классицизм.
Именно это время было периодом завершения строительства и осуществления
усадебного ансамбля в наиболее целостном, гармоничном, наи­более
законченном виде.


Но хранящиеся в ГИМе
чертежи дают возможность выявить картину всех изменений ансамбля в
последующее время. Осо­бенно обстоятельно представлена одна из наиболее
радикаль­ных перестроек усадьбы, которая относится к 1860-70 гг. Она,
очевидно, была связана с окончательным переездом А.С. Ува­рова из
Санкт-Петербурга в Москву. Предполагалось благоу­строить усадьбу, а
также привести ее в соответствие с новыми модными архитектурными
направлениями, новыми художест­венными вкусами. Для осуществления этой
цели были привле­чены архитекторы А. Попов и М. Чичагов. Они разработали
три варианта реконструкции дворца. В ГИМе хранится около ста чертежей,
черновых и чистовых, с авторскими подписями обоих архитекторов. Однако в
ходе строительства не был осу­ществлен полностью ни один из этих
проектов, а использова­лись наиболее удачные находки каждого варианта. В
результате перестройки здание дворца получило эклектический облик, но
все же он был более строгим и сдержанным, чем предполага­лось в
упомянутых проектах. Архитектурные чертежи из собра­ния ГИМ касаются не
только самого дворца и флигилей - среди них не­мало проектов различных
павильонов, хозяйствен­ных построек, архитектуры малых форм, в том числе
фонтана «Тритон», «Свя­того колодца» и других новых сооружений,
по­явившихся в Порецком парке.


Помимо архитектурных
чертежей, в рассматривае­мом собрании имеется не­мало изобразительных
материалов другого типа, связанных с Поречьем. Среди них выделяются по
своему художественному уровню две акварели художника Л. Пича. Обе они
подписные, выполнены с натуры в 1855 году. Это виды порецкого «музеума» и
библиотеки. Они дают возможность не толь­ко оценить высокий
профессиональный уровень автора акварелей, безупречный вкус и мастерство
архитектора Жиляр­ди, по проекту которого были созданы эти чрезвычайно
эф­фектные интерьеры, но и составить представление о внутреннем
«убранстве дворца и о самом "музеуме"».Фото�9.jpg Фото10.jpg
В собра­нии есть еще один интерьер этого времени - гостиная в Порецком
дворце - любительская акварель, выполненная в том же 1855 г.,
подписанная В. Щербатовым, дополняющая карти­ну внутреннего вида
усадебного дома XIX в.


Внешний вид дворца этого
времени запечатлен на каран­дашном рисунке художника Н. Мартынова.
Возможно, он был выполнен для обложки «Указателя Порецкого музеума для
по­сетителей», изданного в Москве в 1853 г., так как именно этот рисунок
воспроизведен на этом «Указателе».


Большой известностью
пользовался неповторимый по своей живописности и уникальный по своему
дендрологическому со­ставу парк Поречья. Сохранилось немало его описаний
в раз­ное время, но видовых изображений Порецкого парка до нас дошло
совсем немного, особенно ранних (до сер. XIX в.). Одно из них -
изображение памятника В.А. Жуковскому, установ­ленного в Порецком парке в
1853 г. по проекту архитектора А.П. Брюллова. Это тоновая литография,
выполненная по ори­гиналу Н. Мартынова середины XIX в.


Внимательного
рассмотрения заслуживают и хранящиеся в ГИМе семейные альбомы Уваровых.
Они относятся к более позднему времени - концу XIX - началу XX вв. Один
из них состоит из акварельных рисунков самих хозяев усадьбы. Здесь можно
встретить виды Поречья, Карачарова, Кавказа, Крыма, Туркестана и др. -
всего более 100 рисунков. Особенно инте­ресны интерьеры Поречья после
перестройки дворца 1870-х гг.


Отдельно следует сказать
о фотоальбомах - их около 20-ти. В основном это альбомы любительских
фотографий с самыми различными сюжетами. Среди них выделяется своим
парадным оформлением и качеством исполнения фотографий альбом с видами
Поречья, который дает исчерпывающее представление о том, как выглядела
усадьба в 1910-12 гг. накануне 1-й Ми­ровой войны.


Особое место в
рассматриваемом собрании принадлежит портретам. Семейство Уваровых
представлено целой портретной галереей, в которой 23 живописных
портрета, 15 акварелей, ка­рандашных рисунков и других произведений
оригинальной графики, не менее 20-ти гравированных и литографированных
портретов. Что же касается фотопортретов, то их не менее 350-ти - это
великолепные художественные произведения, выпол­ненные в лучших
столичных фотографических заведениях: «Шерер и Набгольц», «Фишер» и др.
Перечислим лишь неко­торые, на наш взгляд наиболее интересные и наиболее
ценные по своей художественной значимости портреты этой коллек­ции.


Это прежде всего
портреты 1-го поколения Уваровых - вла­дельцев Поречья - графа С.С.
Уварова и его супруги Е.А. Ува­ровой (урожденной Разумовской). Наиболее
ценными считаются два живописных портрета С.С. Уварова работы
из­вестного художника В.А. Голике  оба они подписные (боль­шего и меньшего формата), выполнены в 1833 г.


Интересен более ранний
живописный портрет С.С. Уваров в мундире Санкт-Петербургского учебного
округа, с орде­ном Владимира II степени - копия неизвестного художника I
пол. XIX в. с портрета О. Кипренского 1810-х гг. Е.А. Уварова
представлена на портрете неизвестного художника 1810-х гг. в бальном
платье с фрейлинским шифром.


Очень привлекательны
своей изысканностью и камерностью два графических портрета работы
итальянского художника Малинари. На них изображены Е.А. Уварова и
генерал Ф.С. Ува­ров (брат С.С. Уварова). На каждом из них имеется
подпись автора и дата - 1815 г. Графиня Е.А. Уварова в более зрелом
возрасте изображена на портрете известного живописца И.К. Коневского,
1843 г. Тем же художником выполнены акварель­ные портреты представителей
следующего поколения Уваровых - Алексея Сергеевича и Натальи Сергеевны в
детстве (1833 г.).


Необычайным изяществом
отличается портрет 19-ти летней Александры Сергеевны Уваровой работы
известного придвор­ного портретиста В.И. Гау, выполненный акварелью и
белила­ми в 1833 г.


Один из самых интересных
и малоизвестных портретов кол­лекции - большой живописный портрет А.С.
Уварова в сту­денческие годы. Его автор, художник И.К. Коневский,
исполнивший его в 1843 г., на заднем плане справа изобразил часть только
что отстроенного дворца в Поречье. Фото�8.jpg
Весьма при­влекателен портрет П.С. Щербатовой - будущей супруги А.С.
Уварова. Это акварель неизвестного художника 1860-х гг., изо­бражающая
прелестную молодую девушку. На оборотной сто­роне портрета имеется
надпись, сделанная рукой П.С. Уваровой в более поздние годы: «Княжна
Прасковья Сергеевна Щербатова впоследствии графиня Уварова», и далее: «Я
гораз­до лучше была». Фото�7.jpg


И, наконец, еще один из
интереснейших портретов коллек­ции - это работа художника И.С. Куликова,
ученика И.Е. Ре­пина, уроженца Муромского края. Он изобразил П.С.
Уварову в пожилом возрасте в 1916 г., создав обаятельный образ этой
замечательной женщины. Фото�6.jpg


В целом хранящаяся в
ГИМе коллекция изобразительных материалов, связанных с усадьбой Поречье,
представляет собой большую историко-художественную ценность и может
быть ис­пользована исследователями для дальнейшей работы посвя­щенной и
семейству Уваровых, и самой усадьбе.



1 См. статью М. Гуренок «История создания архитектурного ансамбля усадьбы Поречье» // Труды ГИМ. Вып. № 58. М., 1984. С. 51.




2 Там же. С. 52-54.

Источник: Муромский Историко-Художественный Музей
  Подробнее

  • Уваровское «Поречье»: страницы истории. М.А. Полякова (Москва).

  • Генеалогическое древо Уваровых

  • Граф А.С. Уваров - ополченец. А.В. Жук (Омск).

  • Граф А.С.Уваров и его место в истории русской археологии. А.А.Формозов

  • Изобразительные материалы, связанные с усадьбой Уваровых Поречье в собрании ГИМ. М.К. Гуренок (Москва).

  • Императорский путевой дворец в Бородино

  • История Дома Культуры поселка Уваровка

  • История Средней Школы поселка Уваровка

  • История поселка Уваровка

  • Константин Капитонов, История рода Уваровых, 2007 г.

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России 14 ноября 2010

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Бессменный председатель 28 марта 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. В кресле министра 06 февраля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Княжна Щербатова, 4 апреля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Последняя гавань, 26 февраля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Путь в археологию 13 марта 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Скитания. Окончание 22 мая 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Слуга леса 14 мая 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Цензор и поэт 16 января 2011

  • Материалы Московского Археологического общества в фонде Уваровых (ОПИ ГИМ, ф. 17). Н.Б. Стрижова (Москва).

  • Можайский историко-краеведческий музей

  • Поречье Уваровых - памятник культуры XIX века. О.А. Дробнич (Поречье).

  • Поречье, год 1918-й. Е.В. Кончин (Москва).

  • Самоквасов Д.Я. как друг и сотрудник археологов Уваровых. С.П. Щавелев (Курск).

  • Судьба предметов из усадьбы Уваровых в Поречье

  • Уваров Алексей Сергеевич, 1828-1884

  • Уваров Игорь Алексеевич, 1869-1934

  • Уваров Сергей Семенович, 1786-1855

  • Уваров Федор Алексеевич, 1866-1954

  • Уварова Александра Сергеевна (1815-1869)

  • Уварова Прасковья Сергеевна, 1840–1924

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поречье




      Статьи, тексты, биографии

  • 68 лет спустя (Судьбы человеческие)

  • Бланк Борис Карлович

  • Бланк Карл Иванович

  • Великая битва за Москву (декабрь 1941 - февраль 1942)

  • Вербицкий Михаил Константинович (1917 - 1944)

  • Дрейман Александра Мартыновна, партизанка,

  • Памяти павших воинов на земле Колоцкой (1941 -1945 гг.) будем достойны!

  • Площадь и граница городского поселения Уваровка

  • Среди развалин Уваровки

  • Стихи про Уваровку, 1973 год (Встреча Уваровка-73)

  • Трилистник империи: Русская идея графа Уварова (Юрий Соловьёв, Московский журнал № 10 1999)

  • Юрий Фёдорович Орлов (физик-теоретик, правозащитник, общественный деятель. Родился и вырос в д. Гнилое)

  • Колоцкий монастырь




      Источники

  • Стогов Эразм Иванович "Записки жандармского штабс-офицера эпохи Николая I" - Увлекательное автобиаграфичное произведение, написанное добрым человеком с большой долей юмора, читается как на духу. Стогов называет себя "человеком из толпы" своего времени, и это подтверждается совершенно непосредственной манерой изложения его историй. Кстати, родился и провел свое детство Эразм Иванович Стогов в Золотилово, так же упоминает в своих записках Праслово и Колоцкое. Рекомендую к прочтению. ak47.

  • Егерев Дмитрий Семенович "Мои воспоминания или былины" - Написано для какой-то газеты 08.04.1965, возможно публикуется впервые, написано очень простым языком, читаешь и невольно понимаешь как было тяжело нашим предкам во время войны. ak47.



  • Связаться с Администратором сайта uvarovka.ru       О сайте...
    Яндекс.Метрика              Internet Map    Яндекс цитирования