Начало

МЧС Уваровка Оперативный дежурный 8(49638)75282  
 
   пгт Уваровка  
 
   Код города: 8-(49638)  
 
   Индекс: 143260  
 
 
 
 

 
 

Константин Капитонов. Уваровы, служившие России 14 ноября 2010

В доме моих родственников в деревне Межутино, расположенной в
Можайском районе в 165 километрах к северу-западу от Москвы, на стене
висит большая старая фотография в деревянной рамке. На ней - мужчина
средних лет в темном костюме и светлой рубашке. Аккуратно подстриженная
черная борода  обрамляет продолговатое бледное лицо. Такие же черные
волосы зачесаны назад, а задумчивый взгляд направлен куда-то в даль.


Это
мой прадед  по линии отца - Григорий Александрович Анашкин. Фотография
сделана незадолго до его смерти. А умер он до Октябрьской революции,
едва перешагнув 40-летний рубеж. После него остались три дочери – Анисья
(моя родная бабушка), которую все называли Оня, Александра и Пелагея.  
  



Именно от них я узнал, что прадед служил камердинером у графа Федора
Алексеевича Уварова, последнего владельца имения в селе Поречье,
расположенного в верховье Москвы-реки, на берегу ее левого притока –
реки Иночь. Это в трех километрах от Межутино. Там же работала служанкой
и бабушка Оня.



Она рассказывала мне, что в одну из зим в имении графа случился пожар. В
ходе тушения Григория Александровича случайно облили водой. Он
простудился, а потом его парализовало. Его долго лечили в местной
больнице. Но безуспешно. И тогда граф отправил его на лечение в Италию.
Впрочем, и это не помогло…



Разумеется, я удивлялся ее рассказам. Ведь в моем представлении «графья»
рисовались мне, прежде всего, самодурами. Как, например, Троекуров из
«Дубровского», который до смерти порол своих крепостных. И вдруг –
добрый граф...



Первым из рода Уваровых усадьбой Поречье владел дед Федора Алексеевича –
граф Сергей Семенович Уваров, министр народного просвещения в годы
правления императора Николая I. Вторым – граф Алексей Сергеевич Уваров,
сын первого и отец последнего хозяина имения, археолог, почетный член
Императорской С.-Петербургской Академии наук.



При них Поречье стало настоящим культурным и научным центром. Они
собрали уникальную библиотеку и богатейшую археологическую коллекцию,
создали художественный музей, живописный усадебный парк и оранжерею с
экзотическими растениями. Хозяйство имения было хорошо организовано и
приносило значительную прибыль.



После Октябрьской революции началось разграбление дворянских имений.  Не миновала беда и усадьбу Уваровых.



В середине 20-х годов в Поречье разместился сырзавод. Вскоре появились
переселенцы из Белоруссии, которых поселили на хуторе и организовали
колхоз «Белоруссия». Колхоз имел сушилку, молотилку и трактор.



Осенью 1927 года в имении Уваровых была открыта колония для
беспризорников. Первую партию детей разместили в опустевшем графском
дворце. В 1928 году по инициативе Надежды Константиновны Крупской там
был открыт «Детский городок им. В. И. Ленина». К 1936 году ребячье
население городка составляло 600 человек.



22-го июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 14-го октября
Поречье захватили фашисты. Во время оккупации усадьба была разрушена.



Фашистов выбили из Поречья 20-го января 1942 года. Некоторое время в
северных постройках усадьбы размещался госпиталь. Умиравших в нем
советских воинов хоронили в братской могиле, которая и сейчас находится
на территории имения.



Летом 1942 года оградили колючей проволокой западный флигель, и пленные
немецкие солдаты начали его восстановление. Через год в нем открыли
школу для детей из Поречья и окрестных деревень. В конце войны ее
перевели в отремонтированное здание бывшей суконной фабрики.



В 50-х годах в усадьбе вновь открылся детский дом.



Из архивных документов следует, что в 1958-1959 годах по заданию отдела
культуры Мособлисполкома проводилась инвентаризация памятников
архитектуры Московской области. Согласно Постановлению Совета Министров
СССР №1327 от 30-го августа 1960 года усадьба Уваровых была объявлена
памятником культуры XIX века республиканского значения и взята под
государственную охрану. В 1968 году усадьбу передали Министерству
радиоэлектронной промышленности СССР для восстановления и использования
под дом отдыха.



События, произошедшие в нашей стране в конце 80-х годов, затронули
комплекс отдыха «Поречье» и отразились на его судьбе. В декабре 1989
года одна из первых волн миграции докатилась и до Поречья. В корпусах
пионерского лагеря были размещены около 20 армянских семей из Баку.



В 1991 году комплекс отдыха «Поречье» перевели на хозяйственный расчет,
что сразу поставило под вопрос само его существование. Была введена в
строй пилорама, начала давать продукцию теплица, построенная в конце
80-х годов. Часть помещений комплекса отдали в аренду частной фирме,
занимавшейся перепродажей пиломатериалов и изготовлением срубов.



Каждое лето я приезжаю в деревню Межутино. Заезжаю и в село Поречье.
Иногда захожу в имение Уваровых, где с 1-го декабря 1993 года
размещается комплекс отдыха Федерального государственного учреждения
санаторий-профилакторий «Поречье». Здесь все ухожено: чистые аллеи,
подстриженные газоны, цветочные клумбы. Наверное, как в далекие
времена...



Сегодня об Уваровых напоминает еще церковь Рождества Богородицы, которую
в 1804 году построил граф Лев Кириллович Разумовский, положивший начало
обустройству усадьбы в селе Поречье. Согласно архивным источникам у
церкви была одна десятина усадебной земли, 33 десятины сенокосов и
пашни. В причте состояли священник, диакон, дьячок и пономарь. В течение
XIX века храм несколько раз ремонтировался и обновлялся.



Бабушка Оня рассказывала, что службы в храме продолжались до конца
1930-х годов. Затем он был закрыт, разграблен и осквернен. Помещения
церкви использовались как склад.



С 1995 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы возобновлены
богослужения. Сейчас ведется восстановление и реставрация. Прихожанами
близлежащих деревень Глядково и Дегтяри были пожертвованы иконы Божией
Матери, Смоленская и Споручница Грешных, особенно почитаемых среди
православных. После реставрации святые образа заняли должное место в
храме. В 2001 году над ним вновь водружен крест, сломанный в советское
время…



Усадьба Поречье занимала особое место в жизни графов Уваровых. Именно о
них я хочу рассказать в этой книге. Их вклад в историю России – огромен…




ПРЕДИСЛОВИЕ



Графы Уваровы – Сергей Семенович, Алексей Сергеевич, Федор Алексеевич  и
их потомки – происходят из старинного дворянского рода. Он ведет свое
начало от мурзы Минчака Косаевича, в крещении Симеона, который в 1425
году из Большой Орды перешел на службу к великому князю Василию
Дмитриевичу. Один из его сыновей - Увар Семенович, и был родоначальником
Уваровых.




*   *   *



Высшей точкой карьеры Сергея Семеновича Уварова стал пост министра
народного просвещения, который он занимал с 1833-го по 1849 год. Никто в
России не продержался на этой должности дольше него и не обладал таким
влиянием, как он.



Уваров служил при двух царях – Александре I  и Николае I. Александр
мечтал о новом законодательстве, об освобождении крестьян. Но,
напуганный волнениями в Европе, в последние пять лет царствования
проводил реакционную политику. Николай был, в сущности, человеком
военным и стремился предотвратить беспорядки путем административных
реформ, умело и методично укрепляя институты управления в своей обширной
империи.



Невзирая на непоследовательность этих монархов, Уваров твердо
придерживался своих  принципов, которые, по его словам, в отличие от
«минутной воли государя», составляют «твердую и прочную систему». Уже в
1818 году он сделал для себя два вывода: первый состоял в том, что
Россия должна прокладывать свой собственный путь к «зрелости», а второй –
что «образование есть основа прогресса».  



Глубоко уважая европейские достижения во всех областях знания, Уваров
понял, что «необходима русская система и европейское образование». Своей
системе взглядов он дал лозунг: «Православие. Самодержавие.
Народность», перефразировав старинный военный девиз - «За Веру, Царя и
Отечество!». Он надеялся, что его триада поможет России создать новую
оригинальную философию истории и тем самым избежать революций и
классовых столкновений. Он так гордился своим лозунгом, что велел
начертать его на фамильном гербе, когда в 1846 году получил графский
титул.



К тому времени формула Уварова успела прочно войти в жизнь России. Она
отличалась простотой и доступностью, поднимала знамя старомодного
патриотизма и звучала гордым утверждением национальных ценностей.



Яркая и неординарная личность, Сергей Семенович уже при жизни вызывал в
общественном мнении полярно противоположные оценки - от резко
отрицательных до полной поддержки. Биографы вспоминают много его
«прегрешений», которые воссоздают неоднозначный образ царского министра
народного просвещения. Многие из них предполагают, что граф сыграл свою
роль в травле А. С. Пушкина. Нашли даже малоизвестные слова поэта,
которые тот записал в свой дневник в феврале 1834 года: «Уваров большой
подлец, негодяй и шарлатан. Разврат его известен. Он крал казенные
дрова…»



Вспоминали и другие слабости на уровне салонных сплетен. В 1810 году
ходило немало слухов о том, что он и женился только потому, что его жене
предстояло унаследовать огромное состояние.



Исключительно негативные оценки графа находим у историка С. М.
Соловьева, который писал: «Уваров был человек, бесспорно, с блестящими
дарованиями, но в этом человеке способности сердечные нисколько не
соответствовали умственным. Уваров не имел в себе ничего чисто
аристократического; напротив, это был слуга, получивший порядочные
манеры в доме порядочного барина (Александра I), но оставшийся в сердце
своем слугою; он не щадил никаких средств, чтобы угодить барину (Николаю
I); он внушал ему мысль, что он, Николай, творец какого-то нового
образования, основанного на новых началах: православие, самодержавие,
народность. Православие - будучи безбожником, самодержавие, - будучи
либералом, народность - не прочитав в свою жизнь ни одной русской
книги».



Или еще хлеще: «Люди порядочные, к нему близкие, одолженные им и
любившие его, с горем признавались, что не было ни одной низости,
которой он не был в состоянии сделать, что он кругом замаран нечистыми
поступками…» Некоторые исследователи доходили до откровенной брани в
адрес Уварова, объявляя его «беспринципным карьеристом, развратником,
ханжою, стяжателем».



А вот что пишет о графе американская исследовательница Цинтия Х.
Виттекер: «У этого человека был непростой характер. Современники
обвиняли его в приспособленчестве и льстивом пресмыкательстве перед
сильными мира сего, в привычке переходить от одного образа мыслей к
другому и от собственного убеждения к чужому. Из-за своих недостатков он
оказывался посмешищем, в то время как заслуживал похвалы».



И далее: «Уваров был заносчив, высокомерен, жаден, любил щеголять своей
принадлежностью к интеллектуальной элите. Эти качества всю жизнь
порождали нелюбовь к нему и внушали подозрения в искренности его
взглядов и побуждений. Более того, Уваров как главный цензор вызывал
враждебность самых известных и широко печатающихся представителей
русского общества своего времени. Они язвили по поводу его склонности
прокладывать себе дорогу в высшее общество, используя дружбу с
высокопоставленными дамами…»



Многие современники свидетельствуют, что Уваров, благодаря дружбе с
вдовствующей императрицей Марией Федоровной и с императрицей Елизаветой
Алексеевной, познакомился с министром финансов графом Д. А. Гурьевым.
Уваров преподнес ему табакерку с портретом императрицы Марии, и в июле
1822 года последовало его назначение директором департамента
промышленности и внутренней торговли.



В скобках замечу, что это произошло после того, как в 1821 году Уваров
оставил должность попечителя Петербургского учебного округа. Даже его
недруги признавали, что это был мужественный (!) поступок, поскольку он в
одиночку (!) выступил против реакционеров, взявших верх в министерстве
народного просвещения.



Что любопытно: Уварову не нужна была служба ради денег. Человек он был
вполне обеспеченный.   Но он, как это было принято у дворян, считал
своей обязанностью и долгом служить.



Когда место графа Гурьева занял Егор Канкрин, Уваров, по свидетельству
тех же современников, якобы стал подбираться к нему с «черного хода» –
принялся оказывать знаки внимания жене нового начальника. Александр
Тургенев писал Вяземскому, что Уваров «всех кормилиц у Канкриной знает и
детям дает кашку». Сенатор К. И. Фишер, отец которого служил при
Уварове, утверждал, что он «был характера подлого, ездил к министерше,
носил на руках ее детей, - короче, подленькими путями прокладывал себе
дорогу к почестям». Вторил сенатору и А. С. Пушкин: «Низость Уварова
доходит до того, что он у детей Канкрина был на посылках…»



Вскоре последовало новое назначение Уварова на пост директора
государственных ссудных и коммерческих банков. Не удивительно, что его
имя снова оказалось на устах сплетников. По словам одного остряка,
«Уваров из ученых попал в фабриканты».



Одним словом, на Сергея Семеновича (и это признают многие историки) в
бытность его министром народного просвещения «было навешено слишком
много собак». Особенно в тогдашней столице – Санкт-Петербурге.



Совершенно иные настроения царили в Москве. Там у графа Уварова было
немало сторонников, отдававших должное его активной реформаторской
деятельности. Среди них - В. Г. Белинский.



Очевидно, на московскую публику произвел большое впечатление тот факт,
что уже в начале своей деятельности на посту министра в 1834 году,
Уваров приезжал в Москву и несколько раз встречался с профессурой и
студентами Московского университета. Современники вспоминают о
знаменательном событии в культурной жизни столицы, когда в один из таких
визитов он явился в университет в компании с А. С. Пушкиным, и они
несколько часов провели в актовом зале, наполненном до отказа студентами
и профессорами. Это, видимо, и послужило непосредственным поводом для
выступления В. Г. Белинского, который откликнулся на событие своим
первым крупным произведением, открывшим миру критика такого таланта и
масштаба, которого еще не знала отечественная литература.



В своих «Литературных мечтаниях» он писал: «Придет время, и просвещение
разольется в России широким потоком, умственная физиономия народа
выяснится, и тогда наши художники и писатели будут на все свои
произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно Учение!
Учение! Учение!..» И далее: «Да, у нас скоро будет свое народное
просвещение. Нам легко это сделать, когда знаменитые сановники,
подвижники царя на поприще народоправления, являются посреди
любознательного юношества в храме русского просвещения возвещать ему
священную волю монарха, указывать путь к просвещению в духе православия,
самодержавия и народности».



И все же отрицательная оценка Уварова возобладала в литературе и легла в
основу многочисленных исследований. Большинство историков называет
графа «реакционером и врагом всякого прогресса». Его деятельность на
посту министра преподносится как воплощение худших черт политики Николая
I, а главам о созданной им системе просвещения, как правило, давались
названия «Реакция» или «Долгие годы реакции». Поэтому со страниц изданий
перед нами предстает ловкий и беспринципный карьерист, окружавший себя
льстецами, который, подсунув Николаю триединую формулу «Православие.
Самодержавие. Народность», использовал умонастроение монарха для своего
служебного взлета.



Вот, например, какую оценку Уварова находим в Большой советской
энциклопедии: «В царствование Николая I стал одним из столпов реакции. С
1832 г. товарищ министра, в 1833-1849 гг. министр народного
просвещения. Уваров выдвинул пресловутую формулу «православие,
самодержавие и народность», которая легла в основу его деятельности по
народному образованию. Стремился затруднить доступ к получению
образования лицам недворянского происхождения, усилить правительственный
контроль над университетами».



Как это ни печально, но граф Уваров до сих пор остается для многих исследователей одиозной фигурой. А жаль…



*   *   *



Негативное отношение ряда историков к личности Сергея Семеновича
сказалось и на оценке деятельности его сына – графа Алексея Сергеевича
Уварова. Между тем, он был, по словам многих его объективных
современников, отцом российской археологии, создателем Московского
археологического общества, коллекционером, меценатом. Именно он вместе с
историком Иваном Забелиным стал основателем Московского Исторического
музея. Ему же принадлежит и честь проведения первых археологических
съездов в России, благотворно повлиявших на развитие науки.



Унаследовав в 1855 году от отца богатое фамильное собрание произведений
искусства и древностей, Алексей Сергеевич значительно расширил и
дополнил его отечественными «древностями» - археологическими и
этнографическими памятниками, произведениями декоративно-прикладного
искусства, старопечатными книгами, рукописными материалами, иконами,
предметами церковного обихода. Все его коллекции размещались в усадьбе
Поречье, где был оборудован музей, доступный для всех желающих.



Будучи человеком богатым, граф Уваров финансировал археологические
экспедиции, издания по археологии, учредил премии за лучшие работы в
области русских древностей. Разумеется, и сам весьма активно принимал
участие в многочисленных раскопках.



В первые годы после смерти Алексея Сергеевича в 1884-м ученые старой
школы – С. А. Жебелев и В. Готье – продолжали писать о нем как об
основоположнике археологии в России. Затем ситуация изменилась. Появился
ряд публикаций, в которых подвергалась сомнению его деятельность как
археолога.



Так, в 1905 году в Петербурге увидела свет статья А. А. Спицина
«Владимирские курганы», где о наиболее известных раскопках графа
говорилось с осуждением как о «методически несовершенных, в сущности,
бесплодных для науки». Автор утверждал, что при раскопках не велась
необходимая полевая документация, опись вещей была составлена Уваровым
по памяти и отчетам, поэтому его выводы недостоверны.



С конца 20-х годов, когда наследие русской дореволюционной археологии
было подвергнуто критическому пересмотру, деятельность Алексея
Сергеевича, в том числе и качество раскопок Владимирских курганов,
оценивались только отрицательно. Мнение Спицина стало господствующим на
долгие годы…



В 1930 году В. И. Равдоникас обрисовал деятельность графа только черными
красками. С ним был согласен и А. В. Арциховский, который до конца
своих дней повторял, что «Уваров загубил для науки 7000 курганов, был
достойным наследником своего отца – мракобеса С. С. Уварова и оставил
кучу дилетантских сочинений, сейчас никому не нужных».



Историк музейного дела А. М. Разгон утверждал, что Российский
Исторический музей создал вовсе не Алексей Сергеевич Уваров, а Н. И.
Чепелевский – дворянин из города Можайска, привлеченный графом в
качестве помощника. Даже могила ученого на кладбище Новодевичьего
монастыря – филиала Исторического музея – была в 1930 годах сравнена с
землей.



Отрезвление наступило в годы «оттепели». В 1961 году в книге «Очерки по
истории русской археологии» А. А. Формозов, пересмотревший многие
исторические штампы, реабилитировал графа Уварова как крупнейшего
деятеля русской археологии XIX века.



Это не осталось незамеченным за рубежом. В парижском журнале
«Возрождение» вышла рецензия на его книгу, где главное ее достоинство
усматривалось в том, что, наконец-то, и в Советской России сказано
доброе слово об Алексее Сергеевиче.



В 1990 году Муромский краеведческий музей, вобравший в себя часть
коллекций из имения графа Уварова в Карачарово, провел «Уваровские
чтения». В тезисах доклада, прочитанного В. А. Лапшиным, подчеркивалось,
что раскопки владимирских курганов отвечали не только уровню середины
XIX века, но даже начала XX-го и должны оцениваться как образцовые.
Могила графа на Новодевичьем кладбище была восстановлена.



*   *   *



Сын Алексея Сергеевича - Федор Алексеевич оставил менее заметный след в истории рода Уваровых, чем его дед и отец.



Став владельцем усадьбы Поречье, он развил Садовое Заведение и Семенное
хозяйство, которое принесло ему широкую известность в России. Оно было
премировано 401 наградою. Высшие из них: звание Поставщика Двора его
Императорского Величества, Почетный Диплом, города Петербурга на
Петровской выставке 1905 года, 4 золотые медали и ценный приз города
Петербурга на юбилейной выставке 1908 года, золотая медаль 1-го разряда
Главного Управления Землеустройства и Земледелия «за полезную
деятельность Гр. Уварова в области сельского хозяйства» 1910 года.



Получил Федор Алексеевич и несколько десятков высших наград за племенное
птицеводство, скотоводство, свиноводство, коневодство, овцеводство и
некоторые породы собак. Племенное хозяйство велось во всех имениях
Уварова.



Поселившись в Поречье, молодой граф продолжил работу отца по земству. В
1902-1910 годах он – председатель Можайской земской управы, активно
содействовал экономическому благосостоянию уезда. Об этой стороне его
деятельности ярко свидетельствует капитальный труд, составленный графом и
изданный на его средства – «Систематический свод постановлений
Можайской земской управы за 45 лет». На его средства построена земская
больница в Поречье, открытая в 1903 году. Земство при активном участии
Уварова построило в эти же годы новое шоссе от села Уваровка, где была
железнодорожная станция, до Поречья.



Он был видным государственным деятелем. В 1909 году он – член
Государственного совета от Земского собрания Московской губернии,
действительный статский советник, шталмейстер.



В 1914 году добровольцем отправился в действующую армию в чине хорунжего
2-го Сунженско-Владикавказского конного полка Терского Казачьего
войска.



После Октябрьской революции граф покинул Россию…




*   *   *


Я взялся за эту книгу не с целью реабилитировать министра народного
просвещения времен царствования Николая I  и его сына-археолога. Они, а
тем более, последний владелец усадьбы Поречье, в этом не нуждаются. Мне
хотелось пристальнее всмотреться в дела (а судят о людях именно по
делам) графов Уваровых, освободившись при этом от идеологических шор и
политических пристрастий. Как говорится, факты и только факты…




ГРАФ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ



КРЕСТНИК ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ




Шел 1786 год…



Почти четверть века Россией правит 57-летняя императрица Екатерина II.
Именно она стала восприемницей (крестной матерью) будущего министра
народного просвещения графа Сергея Семеновича Уварова, родившегося в
Петербурге 15-го августа того же года. Нелишне напомнить, какой была
Россия к моменту появления на свет героя нашего повествования.



*   *   *



Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного
абсолютизма. Смысл его состоит в политике следования идеям Просвещения,
выражавшейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее
устаревшие феодальные институты, а иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития.



При Екатерине воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело
характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной
монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно
сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя
и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная деяниями
предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,
выдающимися военными событиями и значительными территориальными
присоединениями.



Задачи «просвещенного монарха» Екатерина представляла себе так: 1. Нужно
просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый
порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать
законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4.
Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5.
Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение
соседям.



Екатерина понимала, что для выполнения этих задач ей необходим сильный
законодательный орган. Поэтому в 1763 году она осуществила сенатскую
реформу. Причиной этого была  устарелость Сената. Он сочетал в себе
слишком много функций - законодательную, судебную, контрольную. Указы
Сената плохо исполнялись, сенаторы были недостаточно образованы.



В результате реформы Сенат был разделен на шесть департаментов со строго
определенными функциями у каждого. Возглавили департаменты
обер-прокуроры, подчинявшиеся генерал-прокурору.



В ведение каждого департамента передавались определенная сфера
государственного управления и конкретные государственные учреждения.
Сенат по-прежнему сочетал административную, контрольную и судебную
функции, хотя номинально лишился функции законодательной. На некоторое
время необходимость более основательной реформы центрального управления
потеряла былую остроту.



Лишь в последнее десятилетие своей жизни Екатерина вновь вернулась к
идее реорганизации Сената, подготовила обширный проект, но реализовать
его так и не успела. Тем не менее, реформа укрепила центральную власть и
создала предпосылки для превращения России в унитарное государство.



Одна из проблем,  разрешением которой новая императрица занялась в
первую очередь, была связана с церковными владениями. 12-го мая 1763
года восстанавливается работавшая при Петре III и закрытая Екатериной
Коллегия экономии. Но не ради конфискации церковных владений, а
формально лишь для того, чтобы их описать. Она также создает Комиссию о
духовных имениях, которая начала работать над проектом реформы. В начале
1764 года комиссия представила императрице «Мнение о монастырских
деревнях».



Екатерина приняла документ благосклонно и 26-го февраля того же года
подписала манифест, по которому все монастырские вотчины вновь оказались
в ведении Коллегии экономии, то есть государства. А поскольку монахи
теперь перешли на его содержание, все епархии подразделялись на три
класса - каждому соответствовало определенное число монастырей и
находившихся в них монахов. Лишние монастыри выводились «за штат», а
монахи или переходили в другие монастыри, или доживали свой век, кормясь
подаянием. Эта реформа окончательно лишила православную церковь
какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость
от государства.



Таким образом, по¬явился еще один важный рычаг регламентации духовной
жизни общества. Ограничивая жесткими рамками количество подданных,
имеющих право посвятить себя Богу, государство тем самым определяло и
место церкви в социально-политической системе.



В истории церкви при Екатерине произошло еще одно знаменательное событие
- провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной
христианизации и преследования иноверцев. По отношению к ним, в
соответствии с идеями Просвещения, императрица придерживалась политики
веротерпимости.



При набожной Елизавете Петровне со старообрядцев продолжали взимать в
двойном размере подушную подать, предпринимались попытки вернуть их в
лоно истинного православия, отлучали от церкви. Старообрядцы отвечали на
преследования акциями самосожжения, а также бегством либо в глухие
места, либо за пределы страны.



Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение.



Веротерпимость Екатерины простиралась дальше веротерпимости супруга. В
1763 году она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725
году для сбора двойной подушной подати и налога с бород. От двойной
подушной освобождались с 1764 года старообрядцы, не чуравшиеся «таинств
церковных от православных священников».



Веротерпимость проявлялась в прекращении ущемления прав мусульман.
Татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе,
готовившие кадры мусульманского духовенства.



Другим важнейшим направлением деятельности Екатерины стала реформа
законодательства. Главным действующим кодексом законов империи
оставалось Соборное Уложение 1649 года. Но вследствие реформ Петра I оно
устарело и стало практически непригодным.



В январе 1765 года Екатерина лично занялась подготовкой нового
законодательного проекта, в котором она хотела сформулировать и
закрепить самые основные принципы организации государства и правовой
политики - своего рода философско-правовую конституцию общества.



К маю 1766 года  текст был готов.



В результате появилось сочинение, отдельные части которого Екатерина
предложила для ознакомления сведущим людям. Многие из них были поражены и
возмущены, прочитав о естественном праве каждого человека на свободу, о
равенстве всех перед законами и других принципах, абсолютно чуждых
традициям средневекового законодательства. Напрасно Екатерина защищала
свое детище, ссылаясь на европейские и русские авторитеты. Ей пришлось
сжечь или вымарать более трех четвертей написанного, переделать
оставшуюся часть и издать ее под названием «Наказ императрицы Екатерины
II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения».



Создание этой комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерины.
Комиссия была торжественно открыта императрицей 30-го июля 1767 года в
Москве в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства,
купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев.
Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии. Им выдавался
особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».



Уложенная комиссия была первой попыткой создания учреждения
парламентского типа. Несмотря на развернувшиеся острейшие дебаты о
правах отдельных слоев, многие важные прогрессивные законы, которых
ожидала императрица, так и не были выработаны. Это объясняется разными
причинами. Плохой подготовкой к законодательной деятельности,
недостаточной образованностью, а главное - консерватизмом и отстаиванием
членами комиссии сугубо своих интересов.



В декабре 1768 года Уложенная комиссия была распущена под предлогом
начавшейся войны с Турцией. Ее работа более не возобновлялась.



Екатерина не смогла провести общую реформу законодательства, но работа
Комиссии не пропала впустую. Был собран огромный фактический материал о
положении сословий в империи, остались протоколы заседаний, отразившие
картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Кроме
того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной
вольности, политических правах, веротерпимости, вреде применения пыток,
равенстве всех подданных перед лицом Закона.



При Екатерине в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1778-1791
годов) Россия окончательно закрепилась на Черном море. Были присоединены
Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Польша, чьи владения в начале
царствования Екатерины простирались до Днепра, перестала существовать. К
России были присоединены Западная Украина, Белоруссия, Литва,
Курляндия, Восточная Грузия.



В этих войнах российская армия одержала решительные и блестящие победы, и
Екатерина стала мечтать о завоевании всех турецких владений на
Балканах. На их месте она планировала восстановить Византийскую империю
под главенством русского монарха.



Эта мечта долго занимала ум императрицы. Она пожелала назвать своего
второго внука Константином, одним из любимых имен византийских
императоров. А пока заселялись подступы к турецким владениям - пустынные
пространства Крыма и Новороссийского края (так стали называть Северное
Причерноморье).



Одним из знаковых событий времени правления Екатерины II стало восстание
Емельяна Пугачева. Сначала, когда в октябре 1773 года в Петербург
пришло известие о бунте на Яике, императрица сочла, что речь идет об
очередной «глупой казацкой истории». Ситуация стала особенно опасной
летом 1774 года, когда Пугачев перебрался на правый берег Волги и
восстание охватило районы, плотно заселенные помещичьими крестьянами.
Возникла реальная угроза крупнейшим городам Центральной России, в том
числе Москве.



Как и предвидела Екатерина, восстание Пугачева закончилось казнями. Главная из них состоялась в Москве 10-го января 1775 года.



*   *   *



Подавление восстания определило переход Екатерины к политике открытой
реакции. Если в первые годы царствования она проводила либеральную
политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление
диктатуры дворянства.



Екатерина не питала иллюзий по поводу исполнения изданных ею
законопроектов. Поэтому она решила укрепить «властную вертикаль». Это ее
желание в совокупности с давно назревшими проблемами в управлении
породило главное событие 1775 года: появление на свет одного из
важнейших законодательных актов - «Учреждения для управления губерний».



Как единодушно утверждают историки русского права, «Учреждения» были
новым словом в законодательной практике России. Документ отличался
простым и ясным языком, без сложных иностранных терминов и при этом
детальной разработкой норм государственного, административного,
финансового, семейного и других отраслей права. Созданная система
местного управления просуществовала до реформ 1860-х годов, а введенное
ею административно-территориальное деление - до Октябрьской революции.



За основу деления страны на губернии Екате¬рина взяла территории с
населением в 300—400 тысяч человек. Причем, никакие национальные,
исторические или экономические особенности во внимание не принимались.
Так было гораздо удобнее осуществлять управление страной из центра.



Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор или
генерал-губернатор, при котором создавалось губернское правление.
Гу¬бернии делились на уезды с населением в 20-30 тысяч человек. Власть в
уезде возглавлял городничий. Для управления городами учреждался
губернский магистрат, а в самих городах - городовые магистраты.



Губернская реформа 1775 года стала важным этапом по окончательному
превращению России в унитарное государство путем введения единообразной
системы управления на всей территории империи. Новые земли, которые
впоследствии присоединялись к России, сразу же получали органы
управления в соответствии с «Учреждениями». И хотя позднее, при Павле I и
Александре I, некоторые национальные окраины вновь обрели отдельные
традиционные институты власти, характер государства в целом это изменить
уже не могло.



«Учреждения» 1775 года были многоцелевым и многоаспектным документом.
Коснулись они и еще одно¬го важного для того времени вопроса. Уже в
Уложенной комиссии дворяне выступали с требованием передать в их руки
управление на местах, и теперь императрица решила пойти им навстречу.
Согласно «Учреждениям», целый ряд должностей местной администрации -
заседатели судов разных ступеней, уездные судьи и другие - замещались
выборными из местных дворян. Казалось, что таким образом дворяне станут,
с одной стороны, хозяевами в своих губерниях, а с другой - вышедшие
после 1762 года в отставку помещики смогут получать дополнительные
средства к существованию, почти не выезжая из своих имений.



Но Екатерина не забывала и об интересах страны. Фактически так удавалось
вернуть дворян на государственную службу и заполнить многочисленные
административные должности, которые в ином случае рисковали остаться
вакантными. При этом дворянская сословная организация как бы становилась
частью государственного аппарата, поскольку все дворянские должности,
включая предводителя дворянства, соотносились с Табелем о рангах и
получали определенный классный чин.



В 1782 году появился новый важный документ - «Устав благочиния», еще
один плод увлечения императрицы законотворчеством. Если согласно
«Учреждениям», страна была разбита на губернии, губернии - на уезды, и в
каждом посажено по доброй дюжине разных начальников, то теперь очередь
дошла и до городов. Каждый из них был разделен на части, а те - на
кварталы. В каждой городской части был частный пристав, в каждом
квартале - квартальный надзиратель с квартальным поручиком. Над всеми
ними возвышается городская управа благочиния. Непосредственный вершитель
полицейского надзора в городе - частный пристав.



Как обычно, Екатерина не забыла и о мелочах. «Устав благочиния»
предписывал в каждом квартале поставить специальный столб для
развешивания объявлений. Столб этот, в сущности, один из органов
управления, некий «информационный центр», при помощи которого
го-родские, да и более высокие, власти сообщали подданным, как им
надлежит жить.



21-го апреля 1785 год на свет явились сразу два важнейших закона. Они
были названы «жалованными грамотами» - дворянству и городам.



Дата была избрана не случайно. Это был день рождения императрицы.
Екатерина как бы сама себе преподносила пода¬рок, подчеркивая тем самым
значение этих документов.



И действительно, на долгие годы им суждено было стать краеугольным
камнем российского законодательства, ибо на сей раз государыня добралась
до решения самой сложной из поставленных задач - создания
законодательства о правах отдельных сословий. Сложной это задача была
потому, что никто до Екатерины не закреплял в законах права и
обязанности сословий, хотя процесс начался еще при Петре I.



При нем дворянство несло пожизненную военную и другую службу
государству. При Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту
службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с
рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную
школу. Петр III 18-го февраля 1762 года издал указ о вольности
дворянства, дающий право служить или не служить, но Екатерина
приостановила действие этого указа.



Грамота подтверждала дарованное Манифестом 1762 года право дворян
служить или не служить по своему выбору, и в том числе наниматься на
службу в иностранных государствах. Закреплялись и все права дворян на
наследственные и благоприобретенные имения, причем первые не
конфисковывались даже у самых закоренелых преступников, а передавались
их наследникам. Уточнялось также, что дворянин владеет не только самой
землей, но и ее недрами. Специальной статьей дворянам разрешалось иметь
фабрики и заводы по деревням. Помещичьи дома в сельской местности
освобождались от постоя войск, а сами дворяне - от всех видов податей.



Помимо созданных еще «Учреждениями» 1775 года уездных дворянских
собраний, создавались и губернские, которым придавался статус
юридического лица. Им вменялось в обязанность составление губернских
родословных книг из шести частей. В первую вносились роды, получившие
дворянство по царскому указу, во вторую - выслужившие дворянское
достоинство военной службой, в третью - гражданской, в четвертую
вписывались дворяне иностранного происхожде¬ния, в пятую - титулованное
дворянство, и, наконец, в шестую - старинные дворянские роды.



Почти всеми включенными в грамоту правами и привилегиями дворянство уже
фактически обладало, но за их оформление в виде закона оно боролось с
петровских времен. Грамота завершила длительный процесс правового
оформления статуса дворянства и стала основой всего последующего
за¬конодательства в этой области вплоть до Октябрь¬ской революции.



Но ошибочно думать, что, ублажая дворян, Екатерина забыла о
государственном интересе. И далеко не все, на чем настаивало дворянство,
нашло отражение в грамоте. Прежде всего, уже само название нового акта -
«грамота» - имело двоякий смысл. С одной стороны, подчеркивался
фундаментальный характер этого закона, с другой - зависимость дворянства
от монаршей воли. Права и привилегии дворянства, хоть и заслуженные
ратными подвигами, объявлялись не естественно присущими этому сословию, а
пожалованными свыше государем.



Таились в тексте грамоты и иные хитрости. Так, дворянин, конечно, мог и
не служить, но если уж он избирал праздность, то лишался голоса в
дворянском собрании. Что касается промышленных предприятий, то четко
говорилось лишь о праве заводить их в сельской местности, в городах же,
как глухо упоминалось в Жалованной грамоте, дворянам дозволялось
покупать дома «и в оных иметь рукоделие».



Иной характер, нежели грамота дворянству, носила Жалованная грамота
городам. Значительно более объемная, она охватывала и более широкий круг
вопросов. И рассматривались в ней не только личные права городского
населения, но и организация и деятельность купеческих гильдий,
ремесленных цехов и органов городского самоуправления. Но при этом
система прав и привилегий, которыми наделялись третье сословие и
дворянство, были максимально сближены.



«Городские обыватели», или мещане, как их называет грамота, образуют
градское общество, наподобие дворянского собрания, которому также
приданы статус и права юридического лица. Если в дворянском собрании
права голоса лишается дворянин, никогда не служивший, то в градском
обществе - мещанин, не имеющий собственности или капитала. Градское
общество заводит городовую обывательскую книгу, подобную родословной
дворянской и тоже из шести частей.



В первую заносятся лица, владеющие в городе недвижимостью, во вторую -
гильдийское купечество, в третью - зарегистрированные ремесленники, в
четвертую - иностранцы, в пятую - именитые граждане (те, кто более
одного раза занимал выборные должности, люди с университетским
образованием, художники, архитекторы, банкиры и прочие), в шестую - все
остальные жители.



Согласно грамоте, мещане - это особое сословие, «средний род людей», то
есть то самое третье сословие, к созданию которого Екатерина так
стремилась. Звание мещанина, как и дворянское, наследственное, и лишали
его за те же преступления, что и дворянина.



Как дворян судят дворяне, так и мещан - мещане. Купцы 1-й и 2-й гильдий
освобождаются от телесного наказания. Первогильдийцам разрешено ездить в
карете, заложенной парой лошадей, купцам 2-й гильдии - в коляске, а 3-й
- лишь на телеге с одной лошадью. Именитые же граждане могли не только
красоваться, как дворяне, в карете, но и запрягать в нее даже четверку
лошадей. В третьем поколении они имели право претендовать на дворянство.



Жители города избирали городскую думу, а та, в свою очередь,
шестигласную думу, куда выходили по одному человеку от каждой категории
городских обывателей. Управлял думой городской голова. В ее обязанности
входило поддержание порядка в городе, надзор за соблюдением правил
торговли и за состоянием строений.



Помимо гильдий для купечества, грамота закрепляла и цеховое устройство
ремесленников. Екатерина знала, что в Западной Европе того времени
ремесленные цехи уже стали анахронизмом и мешали дальнейшему
экономическому и социально-политическому развитию. Но в России, считала
она, цехи еще не исчерпали свои возможности и могли быть полезны для
оживления ремесленного производства. Иначе говоря, императрица полагала,
что России нужно не перепрыгивать через те этапы, которые уже миновала
Западная Европа, а развиваться постепенно.



Разрабатывая городовое законодательство, Екатерина пыталась решить
весьма сложную задачу: примирить принципы свободного городского
самоуправления и создание наиболее благоприятных условий для торговли,
ремесленного и иного производства с реалиями крепостнического
Российского государства второй половины XVIII века. Дело это было
непростое. И не только потому, что само понятие самоуправления плохо
вписывалось в ту систему власти, которая всячески ограничивала личную
свободу горожан, но и потому, что городские жители оказались не слишком к
этому готовы.



*   *   *



Во все время царствования Екатерины шло обсуждение того, как облегчить
участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. В
начале царствования она мечтала освободить крестьян от крепостной
зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не
встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что
взгляды самой Екатерины изменились после Пугачевского бунта.



Тем не менее, в 1771 году правительство Екатерины предприняло попытку
ограничить продажу крестьян без земли, запретив торговлю ими с аукциона.
В 1773 году Сенат, ссылаясь на «Наказ», предписал строго соразмерять
наказание крестьян с совершенным преступлением. В 1775 году им было
запрещено продавать своих крепостных в услужение людям на срок более 5
лет. В марте того же года отменялся существовавший многие десятилетия
закон, по которому отпущенных на волю следовало непременно вновь
закрепостить. Теперь их было приказано записывать в купечество или в
мещанство.



Так фактически впервые была декларирована сама возможность освобождения
от крепостных пут, и в России появилась категория свободных граждан. Не
случайно на это екатерининское постановление ссылался впоследствии
Александр I в своем указе о вольных хлебопашцах 1803 года.



Свободными объявлялись и питомцы воспитательных домов, а в случае брака –
их супруг или супруга. Запрещено было обращать в крепостную зависимость
церковников, пленных и незаконнорожденных. Иначе говоря, сфера
крепостничества сужалась, ограничивалось его распространение на новые
категории населения.



Из всего сказанного можно сделать вывод, что именно ее крестьянская
реформа заложила предпосылки для подписания манифеста об отмене
крепостного права Александром   II в 1861 году.



Работая над важнейшими законами, императрица не забывала и еще об одной
стороне своей деятельности - о народном образовании. В первые годы
царствования она увлеклась реализацией своих воспитательных идей по
программе Ивана Ивановича Бецкого - одного из приближенных, которому
доверила руководство учебными и воспитательными заведениями, изложенной в
«Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества». Созданная
для этой цели в мае 1768 года «Комиссия об училищах и призрения
требующих» составила проект устройства четырех групп учебных заведений:
1) нижних деревенских училищ, 2) нижних городских училищ, 3) средних
училищ, 4) училищ для иноверцев.



В основу первых двух была положена идея обязательности элементарного
обучения для всего мужского населения. По замыслу составителей, учение
должно производиться местным духовенством или светскими учителями по
руководствам, изданным Священным Синодом. Надзор за школами вверяется
духовенству, выборным представителям дворянства, а главное заведывание —
архиереям и губернаторам.



Но к концу 1770-х годов стало ясно, что теория воспитания,
предполагавшая изоляцию молодых людей от дурного влияния общества, себя
не оправдала. К тому же созданные учебные заведения - Смольный институт,
Екатериниское училище, воспитательные дома, кадетские корпуса, училище
при Академии художеств и другие - были лишь подступом к формированию
системы народного образования.



В российском общественном мнении к тому времени уже складывалось
осознание необходимости общероссийского центра по руководству народными
училищами, а также особого государственного протекционизма в отношении
культуры и образования. Своим указом от 7-го сентября 1782 года
Екатерина II создала специальную Комиссию об учреждении народных училищ,
во главе которой стал ее бывший фаворит П. В. Завадовский. Перед
комиссией ставились вполне определенные практические задачи: 1)
выработать план организации народных училищ России, 2) подготовить
учителей, 3) составить и напечатать учебные пособия, 4) открыть народные
училища в стране.



Таким образом, впервые в отечественной истории ставилась задача создания
единой и целостной образовательной системы огромной страны. По сути,
создавался новый общегосударственный орган по руководству школой, своего
рода Министерство народного просвещения или, точнее, его предтеча, в
системе петровских коллегий.



Поскольку сама идея создания общегосударственной системы образования уже
жила в общественном сознании и обсуждалась в кругах российской
интеллигенции, такой план был подготовлен комиссией Завадовского
сравнительно быстро. 27-го сентября 1782 года он был представлен
императрице, и она утвердила его.



Это был развернутый план единой образовательной системы, согласно
которому в уездных городах создавались двухклассные, а в губернских -
четырехклассные народные училища. В уездных учились чтению, письму,
арифметике, Закону Божьему, чистописанию, рисованию. В губернских к
этому добавлялись грамматика, основы геометрии, механики, физики,
география, история, архитектура, иностранный языки. После губернского
училища можно было поступать в университет.



Новые училища находились в ведении местных органов власти, которым
поручалось следить за соблюдением множества нормативно-методических
документов.



В соответствие с планом, училища были бессословные. То есть, в них
принимали детей вне зависимости от их происхождения. Однако
располагались училища в городах, а потому доступ в них крестьянским
детям был практически закрыт. Но даже с учетом этого осуществленные
правительством меры имели огромное значение. В стране появилась система
народного образования, основанная на единых принципах. Большая часть
населения стала учиться одним и тем же предметам по одним и тем же
программам и учебникам.



Короче, несмотря на экономическую и культурную отсталость России тех
времен, удалось многое сделать. Были выпущены учебники и пособия,
важнейшим из которых стала книга австрийского педагога И. Фельбигера «О
должностях человека и гражданина», отредактированная самой императрицей.
Кроме того, многие методические пособия она выписала из Австрии,
заимствовала опыт Пруссии, где постановка образования на тот момент
считалась образцовой.



В 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище для
подготовки учителей для главных и малых училищ всей страны. А всего за
три года главные народные училища были открыты в двадцати пяти
губернских городах России. К концу царствования Екатерины II было
учреждено порядка 300 народных училищ, а число учащихся превысило 17
тысяч.



Да, решающие шаги в создании системы образования были сделаны. Но для
империи с 60-миллионным населением этого, конечно, было очень мало. Не
говоря уже о том, что крепостных крестьян эти меры по-прежнему не
касались.



Большой помехой развитию государственной школы было засилье всякого рода
частных пансионов, школ, так называемого домашнего образования,
превращавшегося нередко в профанацию. Для преодоления такого состояния и
улучшения постановки образования в стране указом от 5-го сентября 1784
года Екатерина повелела провести строгую ревизию частных пансионов и
школ столицы. Всем содержателям пансионов предложено было подвергнуться
испытанию в Главном народном училище. Не прошедшие испытания уже не
имели права с 1-го сентября 1785 года ни содержать пансионов, ни учить в
них.



Результатом осмотра по Санкт-Петербургу было закрытие всех русских школ и
одного иностранного пансиона. Учащимся первых предлагалось перейти в
народные училища, где они могли учиться с большей пользой и притом
бесплатно. Открытие новых пансионов разрешалось комиссией, одобряющей
представленный учебный план и состав преподавателей.



Следующим шагом в становлении русских моделей образования было
налаживание и совершенствование учебного процесса, и на комиссию
Завадовского возложили управление общеобразовательными сословными
привилегированными учебными заведениями. Прежде всего, ему поручили
изучить состояние преподавания в Пажеском корпусе, выявить его
достоинства и недостатки с тем, чтобы использовать имеющийся опыт для
распространения на всю создаваемую школьную систему.



Комиссия активно принялась за дело, и скоро план, предусматривающий
радикальные преобразования Пажеского корпуса, был представлен
императрице. Новый курс учения был разделен на 8 лет. Создавалось, по
сути, два учебных плана: первый, обычный, для всех учащихся, который
равномерно распределял учебную нагрузку на 8 лет. Для особо
подготовленных и старательных существовал второй, ускоренный, и он был
рассчитан на 4 года. Таким образом, налицо первая попытка
дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных данных,
которой была суждена большая жизнь.



По завершении совершенствования организации учебной жизни Пажеского
корпуса Завадовский с комиссией приступил к подобной реорганизации
кадетских корпусов. Эти привилегированные учреждения, созданные в 1732
году, представляли собой закрытые средние военно-учебные заведения и
предназначались для подготовки детей дворян, преимущественно детей
офицеров, к военной и гражданской службе. В центре внимания комиссии
по-прежнему оставалась организация учебного процесса.



Широкое развертывание системы народного образования привело к признанию
необходимости открытия университетов, способных принять желающих
продолжить обучение. Указом от 29-го февраля 1786 года Екатерина II
поручила комиссии Завадовского приступить к разработке проекта
учреждения по всей территории страны университетов и гимназий. В указе
подчеркивалось, что «при сочинении проекта об университетах и гимназиях
комиссия имеет правило, что управление оных, подчиненность их, права и
преимущества их соглашены были с учреждениями государственными».



13-го марта 1787 года Екатерине был представлен проект университетского
устава, в котором многие положения, заимствованные из практики западных
университетов, были приспособлены к российской действительности.
Согласно новому проекту устава университет делился, как и предлагал в
свое время М. В. Ломоносов, на три факультета — философский, юридический
и медицинский. В проекте устава также нашла отражение его идея о праве
поступления в университет выходцам из всех сословий, в том числе из
крепостных крестьян.



«Путь к просвещению отверзается каждому, - говорилось в проекте, -
несвободные люди также должны иметь право… в университете учиться, как и
прочие студенты. Науки и ученые люди нимало не будут унижены, так как
цари и князи не унижаются тем, когда несвободные бывают с ними вместе в
храмах и слушают слово Божие».



Сильные социальные акценты в образовательной политике изначально
отличали российскую образовательную систему. Следуя указаниям царицы,
комиссия выработала план развития университетской сети в России, по
которому предполагалось открыть университеты в Пензе, Чернигове и
Пскове.



Правда, в те годы этому плану не суждено было осуществиться. Помешала
начавшаяся в 1787 году очередная русско-турецкая война. Затем события
Французской революции заставили Екатерину расстаться с просветительскими
идеями. Но уже сам по себе неустанный поиск решений, инициированный
сверху и находящийся под постоянным контролем высших властей, становился
нормой государственной жизни. А имеющиеся организационные наработки
использовались позже при создании университетского устава 1804 года.



*   *   *



По мнению большинства историков, реформы Екатерины носили созидательный
характер. Какие бы последствия не имели те или иные конкретные
мероприятия императрицы в области экономики, ни одно из них не было
разорительным для населения. Во все продолжение ее царствования
Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных -
зажиточнее.



Трудно перечислить все, что она сделала для пользы и славы России. Еще
проживая в Москве, после коронации, молодая императрица ознаменовала
начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый
Воспитательный Дом. В нем находили приют дети, оставленные родителями.
До этого времени они либо погибали от голода и холода, либо вырастали в
нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые
доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили,
одевали, но и учили. Из «дома» они выходили уже самостоятельными людьми,
способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был
открыт в Петербурге.



В 1791 году канцлер А. А.  Безбородко  по  поручению  императрицы
составил перечень  достижений  ее царствования.  Он  выглядел весьма
солидно.



В списке значились 29 губерний устроенных по новому  образцу, 144  вновь
построенных города. Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тысяч. Увеличен
ввоз - вывоз внешней балтийской торговли  с 9 миллионов до 44 миллионов
рублей. Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной
Екатериной) торговли с 390 тысяч до 1, 9 миллиона рублей. Бюджет России
увеличился в 4 раза.  30  заключенных конвенций и трактатов,  78
одержанных побед, 123 указа «для облегчения народа» и т. д.



Добавим к этому, что у Польши и Турции были отвоеваны  земли с
населением до 7 миллиона человек,  а  общая  численность   населения  
империи увеличилась с 19 миллионов (1762) до 36 миллионов (1796). Армия
с  162 тысяч человек возросла до 312 тысяч. Флот с 21 линейных кораблей
и 6  фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов.



Екатерина снаряжала морские экспедиции в Тихий и Ледовитый океаны, к
берегам Азии и Америки. Именно при ней русский флот прошел через океан и
Средиземное море, возвестил грекам свободу и разбил турецкий флот в
Чесменском заливе.



Немалая  заслуга  в  развитии   свободной   мысли, литературы  и  
искусств  принадлежит  самой  императрице - ее   собственные духовные
запросы и интересы были необыкновенно широки. Она собственным примером  
побуждала  подданных   к   занятиям   журналистикой   и историей,
сочинительством  и  архитектурой,  театром  и  живописью.



Кстати сказать, у Екатерины была научная степень - доктор и магистр
свободных искусств Виттенбергского университета. Впрочем, получила ее
она не за свои научные изыскания, а за содействие в восстановлении
соборной церкви города Виттенберга...



Ее век - это  эпоха духовного расцвета, формирования национального
самосознания,  складывания  в обществе  понятий  чести,  личного  
достоинства,  законности.  Не   случайно историки говорят о двух не
поротых поколениях Екатерины,  из  которых  вышли герои 1812 года и  
декабристы,  великие  писатели  и  художники  -  гордость отечественной
культуры.



Не удивительно, что Екатерину II позднее назвали – Великой.



Конечно, и при ней, как  и  во  всякое  время,  народ  познал немало
тягот, страданий, несправедливостей.  Реальная  жизнь  была  далека  от
того  лубочного  всеобщего  благоденствия,  о  котором   мечтала
императрица. И  все  же  этот  период  русской  истории  с  гораздо  
большим основанием, нежели другие, может именоваться периодом расцвета
России.



34-летнее царствование Екатерины Великой оставило яркий  след в истории
России. Никогда еще империя не достигала такого могущества и воздействия
на международные отношения. Тот же  А. А.  Безбородко  говорил, что  ни
  одна  пушка  в Европе не могла выстрелить без позволения России.  И
это  не  было преувеличением...



…Петербург, 17-го ноября 1796 года. Ушла из жизни 67-летняя Екатерина
II. Ее поразил паралич, который был так силен, что никакими средствами
не удалось возвратить умирающей ни память, ни язык.



Рассказывают, что накануне императрица с

  Подробнее

  • Уваровское «Поречье»: страницы истории. М.А. Полякова (Москва).

  • Генеалогическое древо Уваровых

  • Граф А.С. Уваров - ополченец. А.В. Жук (Омск).

  • Граф А.С.Уваров и его место в истории русской археологии. А.А.Формозов

  • Изобразительные материалы, связанные с усадьбой Уваровых Поречье в собрании ГИМ. М.К. Гуренок (Москва).

  • Императорский путевой дворец в Бородино

  • История Дома Культуры поселка Уваровка

  • История Средней Школы поселка Уваровка

  • История поселка Уваровка

  • Константин Капитонов, История рода Уваровых, 2007 г.

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России 14 ноября 2010

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Бессменный председатель 28 марта 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. В кресле министра 06 февраля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Княжна Щербатова, 4 апреля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Последняя гавань, 26 февраля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Путь в археологию 13 марта 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Скитания. Окончание 22 мая 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Слуга леса 14 мая 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Цензор и поэт 16 января 2011

  • Материалы Московского Археологического общества в фонде Уваровых (ОПИ ГИМ, ф. 17). Н.Б. Стрижова (Москва).

  • Можайский историко-краеведческий музей

  • Поречье Уваровых - памятник культуры XIX века. О.А. Дробнич (Поречье).

  • Поречье, год 1918-й. Е.В. Кончин (Москва).

  • Самоквасов Д.Я. как друг и сотрудник археологов Уваровых. С.П. Щавелев (Курск).

  • Судьба предметов из усадьбы Уваровых в Поречье

  • Уваров Алексей Сергеевич, 1828-1884

  • Уваров Игорь Алексеевич, 1869-1934

  • Уваров Сергей Семенович, 1786-1855

  • Уваров Федор Алексеевич, 1866-1954

  • Уварова Александра Сергеевна (1815-1869)

  • Уварова Прасковья Сергеевна, 1840–1924

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поречье




      Статьи, тексты, биографии

  • 68 лет спустя (Судьбы человеческие)

  • Бланк Борис Карлович

  • Бланк Карл Иванович

  • Великая битва за Москву (декабрь 1941 - февраль 1942)

  • Вербицкий Михаил Константинович (1917 - 1944)

  • Дрейман Александра Мартыновна, партизанка,

  • Памяти павших воинов на земле Колоцкой (1941 -1945 гг.) будем достойны!

  • Площадь и граница городского поселения Уваровка

  • Среди развалин Уваровки

  • Стихи про Уваровку, 1973 год (Встреча Уваровка-73)

  • Трилистник империи: Русская идея графа Уварова (Юрий Соловьёв, Московский журнал № 10 1999)

  • Юрий Фёдорович Орлов (физик-теоретик, правозащитник, общественный деятель. Родился и вырос в д. Гнилое)

  • Колоцкий монастырь




      Источники

  • Стогов Эразм Иванович "Записки жандармского штабс-офицера эпохи Николая I" - Увлекательное автобиаграфичное произведение, написанное добрым человеком с большой долей юмора, читается как на духу. Стогов называет себя "человеком из толпы" своего времени, и это подтверждается совершенно непосредственной манерой изложения его историй. Кстати, родился и провел свое детство Эразм Иванович Стогов в Золотилово, так же упоминает в своих записках Праслово и Колоцкое. Рекомендую к прочтению. ak47.

  • Егерев Дмитрий Семенович "Мои воспоминания или былины" - Написано для какой-то газеты 08.04.1965, возможно публикуется впервые, написано очень простым языком, читаешь и невольно понимаешь как было тяжело нашим предкам во время войны. ak47.



  • Связаться с Администратором сайта uvarovka.ru       О сайте...
    Яндекс.Метрика              Internet Map    Яндекс цитирования