Начало

МЧС Уваровка Оперативный дежурный 8(49638)75282  
 
   пгт Уваровка  
 
   Код города: 8-(49638)  
 
   Индекс: 143260  
 
 
 
 

 
 

Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. В кресле министра 06 февраля 2011

Приход на трон в декабре 1825 года государя Николая Павловича изменил
судьбу Сергея Семеновича Уварова. Царь давно знал его и уже через пять
месяцев после прихода к власти назначил сенатором и членом специального
Комитета устройства учебных заведений, который был создан для
реорганизации пришедшей в негодность системы просвещения.


Николай
Павлович – третий из пятерых сыновей Императора Павла I и его супруги
Марии Федоровны родился в Царском Селе 25-го июня 1796 года. Крещение
новорожденного было совершено 6-го июля, и он был наречен Николаем -
именем, которого не бывало прежде в русском императорском доме.



Как было принято в то время, Николай с колыбели был записан на военную
службу. 7-го ноября 1796 года он был произведен в полковники и назначен
шефом лейб-гвардии Конного полка. Тогда же он получил свое первое
жалованье – 1.105 рублей.



В апреле 1799 года великий князь впервые надел военный мундир
лейб-гвардии Конного полка. Словом, военный обиход окружал будущего
русского императора с самых первых шагов.



28-го мая 1800 года Николай был назначен шефом лейб-гвардии
Измайловского полка и с тех пор носил исключительно измайловские
мундиры.



Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца, убитого в результате
заговора. Вскоре после этого воспитание Николая переходит из женских рук
в мужские. Главный надзор за его воспитанием был поручен генералу М. И.
Ламсдорфу. Он оказывал на ребенка постоянное моральное давление и даже
допускал телесные наказания.  



Наставниками Николая были известные ученые в области философии,
литературы и т. п. Но преподавание велось так сухо, что он навсегда
проникся неприязнью к отвлеченным наукам. Значительно больше его
интересовало строительное и инженерное дело.



Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение
Николая военным делом. Особенно его внешней, парадной стороной.



Надо сказать, что все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к
внешней стороне военного дела: разводам, парадам, смотрам. Но особенно
отличался Николай, испытывавший к этому чрезвычайную, иногда просто
непреодолимую тягу. Страсть к фрунту, преувеличенное внимание к внешней
стороне армейской жизни, а не к ее сути, сохранились у Николая на всю
жизнь.



Завершающим этапом воспитания Николая стали два путешествия, проделанные
в 1816 году по некоторым губерниям России и в Англию. Во время поездки
он получил не только наглядное представление о внутреннем состоянии и
проблемах своей страны, но и познакомился с опытом развития одной из
самых передовых для своего времени социально-политических систем. Однако
складывающаяся собственная политическая система взглядов Николая
отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной
направленностью.



В июле 1817 года состоялось бракосочетание Николая с прусской принцессой
Шарлоттой, получившей после перехода в православие имя Александра
Федоровна. Весной следующего года родился их первый сын Александр -
будущий император Александр  II.



Великокняжеская семья вела довольно замкнутый и скромный образ жизни,
соответствовавший статусу Николая как рядового члена императорской
фамилии и его невысокому положению в служебной иерархии. Лишь в начале
1825 года он занял пост командира 1-ой гвардейской дивизии.



Популярностью похвастаться он также не мог. В гвардии его не любили за
строгость, доходившую до мелочной придирчивости, и холодное,
пренебрежительное отношение к офицерам. Уважения он также не мог
снискать из-за отсутствия боевого опыта и увлечения бессмысленной
шагистикой.



Тем не менее, великий князь Николай Павлович стал российским императором…



12-го декабря 1825 года вышел манифест о восшествии на престол Николая
I. 14-го декабря, когда гвардия должна была принести присягу новому
императору, в Петербурге вспыхнул мятеж, явившийся заговором
декабристов. На Петровской площади собрались отказавшиеся присягнуть
Николаю две роты лейб-гвардии Московского полка, часть
лейб-гренадерского полка и гвардейского экипажа.



Судьба императора висела на волоске, но он сумел подавить восстание,
проявив решительность и беспощадность, свойственные ему в минуту
опасности. Николай собрал вокруг Зимнего дворца остальную часть гвардии и
лично принял над ней командование. Сначала он пытался образумить
мятежников, для чего отправил к ним двух митрополитов и петербургского
генерал-губернатора графа Милорадовича.



Уговоры не подействовали: Милорадович был убит выстрелом из пистолета.
Тогда император приказал конногвардейскому и кавалергардскому полкам
идти в атаку. Атака кавалерии была отбита, но после трех картечных
выстрелов мятежники рассеялись. Порядок в столице был восстановлен.



Россия присягнула Николаю I. Члены тайных обществ были арестованы и
преданы суду, пятеро из которых казнены 13-го июля 1826 года.



22-го августа в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация
Николая I. В честь этого события на Девичьем Поле, где проходили
народные гулянья, были устроены фонтаны с водкой, пивом, красным и белым
винами.



День 14-го декабря произвел неизгладимое впечатление на Николая, и это
отразилось на характере его царствования. Он писал своему брату:
«Дорогой, Константин, Ваша воля исполнена: я - император, но какой
ценой… Боже мой! Ценой крови моих подданных».



*   *   *



Основной целью своего царствования Николай считал борьбу с повсеместно
распространившимся революционным духом, и всю свою жизнь подчинил этой
цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях,
таких как подавление Польского восстания 1830-1831 годов, или отправка в
1848 году войск в Венгрию для разгрома национально-освободительного
движения против австрийского господства.



Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах
либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай
приобретал репутацию жандарма Европы. Однако, значительно чаще Николай
действовал мирными методами. Император сознательно трудился над
упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его
стабильности.



Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели
патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно
подчиняются старшим. И за все отвечает глава семьи - отец, с которым он
отождествлял самодержавного государя.



Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную
миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все
детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше
компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных,
привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению.



В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию.
Введение военного принципа в  государственное управление
свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не
менее, стремление максимально подчинить общество государственной опеке,
свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к
бюрократизации управления.



Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить
под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества.
Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому
общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье
Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Оно
играло роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по
ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который
попадали литература и искусство того времени.



Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению.
Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно
под руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное
развитие специальных технических учебных заведений. Именно при Николае I
были заложены основы современного инженерного образования в России. В
то же время университеты были поставлены под строгий административный
контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное
насаждение сословного принципа в системе образования консервировало и
укрепляло существующую иерархическую структуру общества.



Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского
сословия. Его беспокоило, что начавшееся еще при Александре I обнищание
части дворянства продолжалось. Он попытался укрепить материальное
положение высшего сословия.



Для этого был изменен порядок наследования крупных имений, включавших не менее 400 крестьянских дворов. Они теперь


не могли быть раздроблены между наследниками или проданы и передавались в
порядке наследования старшему в роде. Был повышен имущественный ценз
для участников выборов дворянских органов самоуправления.



Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества
оставался крестьянский вопрос. К тому времени никто даже среди
крупнейших помещиков не оспаривал той мысли, что жизнь и быт крестьян
следует улучшить. Николай решил начать с преобразований, направленных на
улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел
генерал П. Д. Киселев - член Госсовета и министр государственных
имуществ.



Главным пунктом преобразований, осуществляемых в 1837 – 1841 годах,
явилось введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали
создаваться школы и больницы. Там, где земли не хватало, иногда
принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие
районы страны, особенно в восточные. Для того чтобы обезопасить крестьян
от неурожая, было решено оставить часть земли на «общественную
запашку». На этих участках крестьяне работали сообща и пользовались
плодами общего труда.



Реформа Киселева не могла вызвать симпатий со стороны помещиков,
поскольку слишком усилились различия в положении государственных и
крепостных крестьян. Недовольство высших слоев преобразованиями Киселева
привело Николая к убеждению, что хоть крепостное право и является злом,
но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны
приверженцев крепостничества. Крепостное право в России продолжало
сохраняться.



Под промышленным переворотом понимают исторический период перехода от
мануфактуры - предприятия, основанные на ручном труде, - к машинному
производству. Этот переворот характеризуется не только изменениями в
технике, но и переменами во внутреннем устройстве общества, которые
ведут к образованию новых классов - буржуазии и пролетариата (наемных
рабочих). Завершение промышленного переворота связано с переходом от
аграрного общества к индустриальному.



В России промышленный переворот начался в 30 - 40-е годы XIX века и имел
ряд особенностей: в отличие от Англии и Франции, он начался в условиях
сохранения господства феодально-крепостнической системы. Он начался и
завершился значительно позже, чем в ряде стран Западной Европы. К концу
царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 тысяч
промышленных предприятий, на которых работало свыше 800 тысяч рабочих.



Основным вопросом внешней политики Николая I являлся восточный. В первый
же год его правления Россия начала войну с Персией, по окончании
которой, в 1828 году, к России были присоединены Эриванская и
Нахичеванская области. Война России с Турцией (1827 год) закончилась
признанием независимости Греции. Продолжалось завоевание Кавказа и
усиливалось движение русских в Среднюю Азию.



Война, начавшаяся в 1853 году на Дунае и Кавказе, была перенесена в
Крым, где противники России (Англия, Франция, Турция, Сардиния) осадили
Севастополь, служивший базой русского Черноморского флота. Крымская
война закончилась поражением России. По Парижскому трактату 1856 года
Черное море было объявлено нейтральным, и право иметь на нем флот Россия
возвратила себе лишь в 1871 году.



Не желая признавать ошибочность своих взглядов и убеждений, приведших
страну не только к военному поражению, но и к крушению всей, казалось
бы, четко налаженной системы государственной власти, император Николай
I, как считают, сознательно принял яд и скоропостижно скончался 18-го
февраля 1855 года.



Многие историки называют эпоху Николая I временем  политической реакции.
Но именно в эту эпоху не наблюдалось духовной спячки и застоя в  
русском обществе. Напротив, умственная жизнь в это время, особенно в
Москве и в Московском университете, била ключом.



Издавался ряд журналов: «Московский вестник», «Московский телеграф»,
«Телескоп», «Москвитянин», «Отечественные записки»», «Современник».



Из кружков, возникших среди университетской молодежи, наиболее
известными были кружок Н. В. Станкевича, интересовавшийся
преимущественно вопросами этики и философии и объединявший будущих
западников и будущих славянофилов, кружок А. Г. Герцена, обсуждавший,
главным образом, политические и социальные проблемы современности.
Наиболее выдающимися духовными вождями интеллигенции 30-х и 40-х годов
были московский профессор, историк-идеалист Н. Т. Грановский и
литературный критик В. Г. Белинский,



Время Николая I было золотым веком русской художественной литературы.
При нем писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь, начали писать Тургенев,
Достоевский и Толстой.



*   *   *



В 1831 году Уваров направил царю специальную записку о крепостном праве,
где выдвигал идею: «просвещение - прежде всего». Тогда же он стал
попечителем 1-й Адмиралтейской части по принятию мер против эпидемии
холеры, сопровождавшейся большими беспорядками. За эту успешную
деятельность он был награжден орденом Святой Анны I-й степени.



Усердие и активность Уварова были замечены - в апреле 1832 года он
назначается товарищем министра народного просвещения князя К. А. Ливена,
бывшего попечителя Дерптского учебного округа. По свидетельству
современников, это был порядочный человек, но яркого следа в истории
министерства не оставил.



21-го марта 1833 года Ливен уходит в отставку по состоянию здоровья, и
Уваров становится управляющим министерства народного просвещения. А уже
через месяц император Николай Павлович назначает его на пост министра с
сохранением должности президента Академии наук. Министерская  карьера
Уварова связана  с  начальной  половиной  царствования  Николая  I, о  
которой  Пушкин  писал  как  об  «оживлении  России». В  этом  оживлении
  министр просвещения, несомненно, играл  важную  роль  идеолога.



Здесь необходимо небольшое отступление…



Известно, что восстание декабристов стало для Николая I сильнейшим
потрясением, наложившим отпечаток на всю его дальнейшую политику.
Реакция молодого монарха по части ведомства просвещения была довольно
неожиданной. Все понимали, что зараза вольнодумства принесена с Запада и
подлежит искоренению. И, разумеется, учебные заведения подпадали под
подозрение. Казалось бы, необходимо сделать вывод о безусловном вреде
просвещения (в чем многие тогда были уверены) с последующим
окончательным разгромом системы образования. Но не тут-то было...



Николай при полной поддержке министра-адмирала А. С. Шишкова объявил,
что беда не в просвещении, а в его недостаточности. «Не просвещению, но
праздности ума, более вредной, нежели праздность телесных сил, -
недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей,
источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в
мечтательные крайности», - гласил манифест, изданный в день казни
декабристов.



Чтобы решить вопросы образования, Николай I сразу же после своего
воцарения учредил Комитет устройства учебных заведений. Для начала
десятерым членам, в числе которых был и Уваров, предстояло пересмотреть и
привести к единообразию законы, управляющие системой просвещения от
начальных школ до университетов. Эта задача была выполнена только к 1835
году, хотя уже в 1828-м появился устав, упорядочивший дела в начальных и
средних учебных заведениях.



Все важные меры, намеченные Комитетом, были выработаны Уваровым. Ему же предстояло претворить их в жизнь.



Это не означает, однако, что он главенствовал на заседаниях Комитета. По
сути дела, он посетил не больше трех этих заседаний. Скорее можно
сказать, что направление деятельности Комитета между 1826 и 1835 годами,
когда в основном совершенствовались или пересматривались установки
1803-1804 годов, совпадало с теми шагами, которые Уваров предпринимал на
посту попечителя Петербургского учебного округа.



Учреждая Комитет устройства учебных заведений, Николай как главную
проблему выделил недостаток «должного и необходимого единообразия», и
снова повторил это нарекание, когда Уваров возглавил министерство
народного просвещения. Он принял царский наказ к исполнению и, согласно
его собственному признанию, первые шесть лет в должности провел за
реорганизацией, расширением и унификацией школьной системы, чтобы
наладить хотя бы «вчерне», новое устройство.



Следующей задачей, поставленной Уваровым перед собой, было «усиление и
развитие установленных начал», «период наблюдательный и вместе
деятельный в отношении к беспрестанному улучшению каждой части порознь».
Новый министр четко заявлял, что делает ставку на качество, а не на
количество, поскольку верил, что его призвание на министерском посту –
заложить прочный фундамент российского просвещения.



Позднее многие историки признают, что Уваров действительно создал
материальную основу современной системы образования в России. Именно
время его руководства Министерством народного просвещения стало для
высших учебных заведений периодом истинного возрождения.



Нелишне напомнить, что, будучи еще товарищем министра народного
просвещения, Уваров стремился защищать российские университеты от
нападок. Именно с целью реабилитации Московского университета в глазах
Николая I им в 1832 году была проведена ревизия этого учебного
заведения. Отчет, который он представил, вернувшись в Петербург,
понравился императору. Ему удалось убедить Николая в том, что «дух и
расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления,
дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий
правительства».



Думается, что во многом благодаря этому отчету, способствовавшему
смягчению негативного отношения Николая I к университетам, стал возможен
следующий шаг Уварова в его университетской политике - создание
университета святого Владимира в Киеве в 1833 году. Временный устав
Киевского университета лег в основу «Общего устава императорских
российских университетов».



В высочайшем указе от 25-го июля 1835 года о введении нового устава
говорилось: «Утвердив в 25 день июля сего года положение об учебных
округах Министерства народного просвещения, Мы обратили деятельность
университетов наших на существенную пользу наук и публичного воспитания.
Желая довершить устройство высших учебных заведений и поставить их на
ступень, им следующую, Мы признали за благо даровать им новое
учреждение, более приспособленное к их дальнейшему усовершенствованию.
На сей конец, под собственным руководством нашим, составлен в Комитете
устройства учебных заведений проект общего устава императорских
российских университетов с принадлежащими к нему штатами. Находя сей
проект соответствующим предначертаниям нашим, Мы утвердили оный вместе
со штатами университетов: Санкт-Петербургского, Московского,
Харьковского и Казанского, повелевая привести сии узаконения в действие
по предварительному соглашению Министерства народного просвещения с
Министерством финансов».



По мнению Уварова, реформа преследовала три главные цели: «во-первых,
возвысить университетское учение до рациональной формы и, поставив его
на ступень, доступную лишь труду долговременному и постоянному,
воздвигнуть благоразумную преграду преждевременному вступлению в службу
молодежи еще незрелой; во-вторых, привлечь в университеты детей высшего
класса в империи и положить конец превратному домашнему воспитанию их
иностранцами; уменьшить господство иноземного образования, внешне
блестящего, но чуждого основательности и истинной учености, и, наконец,
водворить как между молодыми людьми высших сословий, так и вообще в
университетском юношестве стремление к образованию народному,
самостоятельному». Как видим, министр был озабочен решением реальных
проблем, стремясь при этом учесть лучший зарубежный опыт, и подчеркивал
необходимость преодолеть «господство иноземного образования».



К 1848 году университеты прочно утвердились как научные учреждения и как
неотъемлемая часть жизни городов, где они находились. Академия Наук
пользовалась репутацией крупного интеллектуального центра, признанного и
западной наукой, и множащимися рядами российских ученых. Уварову
посчастливилось возглавлять Министерство просвещения именно в то время,
когда новое поколение самобытных талантов начало заполнять кафедры и
лекционные залы.



Новые уставы гимназий и училищ, принятые в 1828 году, содержали новую
концепцию образования. Министерство народного просвещения освобождалось
от посторонних функций - дел вероисповеданий, цензуры и прочего, и
сосредотачивалось собственно на деле образования.



Учебные заведения приобретали выраженный сословный характер, но цель за
этим стояла тогда не столько охранительная, сколько сугубо утилитарная.
Предполагалось, что каждый тип училищ будет приспособлен к конкретным
нуждам определенных слоев населения и станет давать полезные именно им
знания.



Курс приходских училищ предназначался для людей «низших состояний» - Закон Божий, чистописание, арифметика, чтение.



Уездные училища - для детей купцов, ремесленников и других городских
обывателей. Им предлагался сокращенный гимназический курс без
иностранных языков, естественных наук, но с дополнением по местным
условиям чем-нибудь практичным, как бухгалтерия, торговые и коммерческие
науки, судопроизводство, механика, садоводство, сельское хозяйство.



Крепостные крестьяне по-прежнему не рассматривались как контингент для
широкого обучения. Надо сказать, что по воззрениям того времени учить их
считалось даже как-то негуманно: получивший образование человек сильнее
страдает от своего низкого социального статуса.



Гимназии становились средством дать приличное воспитание детям дворян и
чиновников. На усиление их программ было обращено особое внимание, так
как «роскошь полупознаний» гнездилась именно там.



Вновь возник старый спор: должны ли гимназии давать образование, нужное
для жизни, или готовить в университет. Николай высказался очень
определенно. На очередной проект, предлагавший заменить изучение
французского языка греческим, он наложил резолюцию: «Я считаю, что
греческий язык есть роскошь, тогда как французский - род необходимости, а
потому на это согласиться не могу».



Чтобы согласовать, наконец, нужды тех, кто должен и не должен был
продолжать учебу, придумали создать две ветви гимназического образования
- классическую и реальную. В классических больший упор делался на
древние языки. В реальных классах изучали живые языки, естественные
науки. Деление происходило после четвертого класса, а весь срок обучения
в гимназии увеличился до семи лет.



В николаевскую эпоху дворянство, наконец, пошло в университеты. Это
видно даже по самым заметным историческим фигурам. Пушкин, как известно,
учился в Царскосельском лицее - привилегированном заведении. Среди
декабристов было много выпускников кадетских корпусов, частных
пансионов, а также Благородного пансиона при Московском университете, и
не было окончивших собственно университет. А спустя пару десятилетий
Александр Герцен, Николай Огарев и Михаил Лермонтов встречались уже в
стенах самого Московского университета.



В царствование Николая усиливается государственный контроль над
деятельностью университетов, их программы корректируются в сторону
практическую. Теперь университеты должны были не просто учить вообще, а
выпускать подготовленных государственных служащих. Философские
факультеты поставляли кадры гимназических учителей, юридические
факультеты выпускали чиновников-юристов, медицинские готовили врачей с
правом на самостоятельную практику (медики, окончившие университет
ранее, должны были пройти дополнительную практику при госпиталях и
только потом сдать экзамен на практикующего врача).



Параллельно Николай проводил политику усиления служебной
заинтересованности чиновников в образовании. И определенные плоды это
дало, хотя к концу его царствования процент служащих с высшим
образованием оставался невысоким. Например, в ведомстве государственного
контроля из 300 чиновников имели образование 90 человек, а высшее - 25.
Из 1.509 чиновников морского ведомства среднее образование было у 89,
высшее у 74 (не считая морских медиков). Правда, это на фоне общего
увеличения бюрократического аппарата: к концу XVIII века в России было
15-16 тысяч чиновников, к середине XIX их количество превысило 60 тысяч
человек.



В итоге Россия получила, наконец, достаточно развитую систему учебных
заведений, худо-бедно были согласованы задачи просвещения и подготовки
квалифицированных кадров и разрешена даже самая тяжелая задача -
основную массу дворян все-таки заставили учиться. К эпохе великих реформ
империя имела уже значительную интеллигентную прослойку, которая
постепенно становилась заметной общественной силой. Последующие
царствования имели проблемы уже не с привлечением учащихся в
университеты, а со студенческими волнениями.



*   *   *



Сергей Семенович Уваров возглавлял  министерство  народного  просвещения
шестнадцать лет. Кредо  его политики  было  выражено  в  первом  же  
документе, составленном  им  после  назначения  министром. Впрочем,
Уваров  использовал  его  и  на  протяжении  1832  года, будучи  
товарищем  министра. Именно  тогда  прозвучали впервые эти  три  слова:
«Православие. Самодержавие. Народность», которые стали основой  
государственной  идеологии  Российской  империи.



Вот письмо Уварова Николаю I.




Автор: Константин Капитонов.
06 февраля 2011
Источник: chekist.ru
  Подробнее

  • Уваровское «Поречье»: страницы истории. М.А. Полякова (Москва).

  • Генеалогическое древо Уваровых

  • Граф А.С. Уваров - ополченец. А.В. Жук (Омск).

  • Граф А.С.Уваров и его место в истории русской археологии. А.А.Формозов

  • Изобразительные материалы, связанные с усадьбой Уваровых Поречье в собрании ГИМ. М.К. Гуренок (Москва).

  • Императорский путевой дворец в Бородино

  • История Дома Культуры поселка Уваровка

  • История Средней Школы поселка Уваровка

  • История поселка Уваровка

  • Константин Капитонов, История рода Уваровых, 2007 г.

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России 14 ноября 2010

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Бессменный председатель 28 марта 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. В кресле министра 06 февраля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Княжна Щербатова, 4 апреля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Последняя гавань, 26 февраля 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Путь в археологию 13 марта 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Скитания. Окончание 22 мая 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Слуга леса 14 мая 2011

  • Константин Капитонов. Уваровы, служившие России. Цензор и поэт 16 января 2011

  • Материалы Московского Археологического общества в фонде Уваровых (ОПИ ГИМ, ф. 17). Н.Б. Стрижова (Москва).

  • Можайский историко-краеведческий музей

  • Поречье Уваровых - памятник культуры XIX века. О.А. Дробнич (Поречье).

  • Поречье, год 1918-й. Е.В. Кончин (Москва).

  • Самоквасов Д.Я. как друг и сотрудник археологов Уваровых. С.П. Щавелев (Курск).

  • Судьба предметов из усадьбы Уваровых в Поречье

  • Уваров Алексей Сергеевич, 1828-1884

  • Уваров Игорь Алексеевич, 1869-1934

  • Уваров Сергей Семенович, 1786-1855

  • Уваров Федор Алексеевич, 1866-1954

  • Уварова Александра Сергеевна (1815-1869)

  • Уварова Прасковья Сергеевна, 1840–1924

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поречье




      Статьи, тексты, биографии

  • 68 лет спустя (Судьбы человеческие)

  • Бланк Борис Карлович

  • Бланк Карл Иванович

  • Великая битва за Москву (декабрь 1941 - февраль 1942)

  • Вербицкий Михаил Константинович (1917 - 1944)

  • Дрейман Александра Мартыновна, партизанка,

  • Памяти павших воинов на земле Колоцкой (1941 -1945 гг.) будем достойны!

  • Площадь и граница городского поселения Уваровка

  • Среди развалин Уваровки

  • Стихи про Уваровку, 1973 год (Встреча Уваровка-73)

  • Трилистник империи: Русская идея графа Уварова (Юрий Соловьёв, Московский журнал № 10 1999)

  • Юрий Фёдорович Орлов (физик-теоретик, правозащитник, общественный деятель. Родился и вырос в д. Гнилое)

  • Колоцкий монастырь




      Источники

  • Стогов Эразм Иванович "Записки жандармского штабс-офицера эпохи Николая I" - Увлекательное автобиаграфичное произведение, написанное добрым человеком с большой долей юмора, читается как на духу. Стогов называет себя "человеком из толпы" своего времени, и это подтверждается совершенно непосредственной манерой изложения его историй. Кстати, родился и провел свое детство Эразм Иванович Стогов в Золотилово, так же упоминает в своих записках Праслово и Колоцкое. Рекомендую к прочтению. ak47.

  • Егерев Дмитрий Семенович "Мои воспоминания или былины" - Написано для какой-то газеты 08.04.1965, возможно публикуется впервые, написано очень простым языком, читаешь и невольно понимаешь как было тяжело нашим предкам во время войны. ak47.



  • Связаться с Администратором сайта uvarovka.ru       О сайте...
    Яндекс.Метрика              Internet Map    Яндекс цитирования